Понятие геймификации, или игрофикации, придуманное разработчиком компьютерных игр, британцем Ником Пеллингом в 2002 г., стало активно использоваться в бизнес-сообществе совсем недавно, в 2010 году, применительно к игровым подходам в изначально неигровом программном обеспечении. Что же следует понимать под геймификацией? Одни источники говорят, что это применение игровых техник в неигровых процессах, другие трактуют понятие шире, определяя геймификацию как процесс привлечения аудитории, при котором берется лучшее от программ лояльности, игровых техник и поведенческой экономики.
Чуть раньше использовался термин «инфотеймент», имевший более сфокусированный смысл: обучение через игру.
Геймификация быстро завоевала умы и стала модой. Но не оторванной от жизни виртуальной забавой, а практикой быстрых и эффективных решений в ситуациях, когда необходимо согласовать действия очень разных (по полу, возрасту, уровню культуры, языку и пр.) людей. Человек с детства постигает мир через игру – незаслуженно забывая далее этот встроенный навык.
Геймификация возвращает к забытому, но привычному навыку прошлого – чтобы ускорить процессы адаптации к изменениям в будущем.
Современные западные компании применяют геймификацию для решения таких задач бизнеса, как:
Все эти задачи решались и раньше – без использования игровых элементов. Сейчас же во многих компаниях игровые технологии все шире привлекаются в качестве операционных инструментов управления. В связи с ростом роли виртуальной среды и технических средств, позволяющих в ней осуществлять разную деятельность, игра стала неотъемлемой частью жизни людей, а игровой опыт воспринимается как часть реальной практики, навыков. Формат игры универсален, он позволяет сопоставимо объяснить сложные вещи носителям разных культур, языков представителям разных поколений. Многостраничные инструкции, требующие адаптации и перевода, заменяются рисунками, а их осваивание – тренингом в игровом формате.
Однако геймификация - это не панацея! В любой игре должны быть определены правила, причем все участники игры должны эти правила знать и понимать похожим образом.
Поэтому применение игрового подхода возможно при соблюдении ряда условий:
Требование к качеству игры будет в ближайшие годы определять настоящий вызов рынку провайдеров геймификации. Игры быстро обновляются и распространяются, нельзя даже лучшую из игр долго держать на вершине рейтинга популярности (как, например, игры «Цивилизация», «Монополия» - некогда весьма популярные, имевшие мировое признание, в настоящее время остались увлечением только относительно небольшой группы своих поклонников). У бизнес-игр есть еще дополнительные риски – игра может не успеть за скоростью изменения условий бизнеса, контекста бизнес-среды – и устареть значительно быстрее, чем рассчитывали ее разработчики. Именно поэтому квалификация разработчика игр не только в игровых техниках, но и в аспектах управления бизнес-системами определяет конкурентные преимущества получающегося продукта.
Создание масштабных игр наподобие Nike+Running – это непростая задача, и в том числе по финансовым затратам. Но даже если вы не транснациональная корпорация, и узнали о геймификации только что, вам открывается множество направлений внедрения игровых техник для решения самых насущных бизнес-задач в рамках вполне "земного" бюджета. Главное - понимание устойчивости глобального тренда геймификации и готовность к соответствующим изменениям в своей компании.
Разработка игровых технологий для решения операционных задач управления – задача в высшей степени творческая, причем требующая весьма редких на российском рынке компетенций. Игра может быть вредна излишним упрощением или, наоборот, сложностью ради создания эффекта уникальности. Игровые технологии – это инструмент, правильное употреблениее которого зависит от того, насколько обучены пользователи, и насколько точно был подобран инструмент в конкретной ситуации. Компания PM TEAM имеет богатый опыт внедрения игровых технологий в управление предприятием, реализовав проекты еще до того, как слово «геймификация» стало модным.
Антон Данилин