Если безопасности людей ничего не угрожает,
Они стремятся повысить собственную значимость
Рэй Иммельман
Директор по производству (ДПр) – центральная фигура на предприятии, поскольку мало «купить что-то ненужное, чтобы продать что-то ненужное» по рецепту Дяди Федора из Простоквашино, - требуется это ненужное превратить в нужное, следовательно, придать ему ценность для потребителя.
Приданием продукту ценности занимается несколько подразделений Компании, но многое упирается в производство – то есть, в процесс превращения сырья в продукт (или услугу), имеющего такую значимость для потребителя, что тот даже готов отдать за него деньги, превратив тем самым продукт в товар, а себя в клиента. Это похоже на волшебство.
За позицию главного волшебника на предприятии происходит борьба (между продавцами, маркетологами, разработчиками нового продукта, рекламщиками, и собственно производственниками) с переменным успехом – в зависимости от характера продукта, типа отрасли, фазы зрелости предприятия, состояния рынка и вменяемости отдельных граждан. Однако довольно часто основные лавры заслуженно достаются производственникам, ибо что продавать и рекламировать, если план по валу и вал по плану не выполнены?
В то же время, увлеченность одной и той же формулой превращения веществ в блага может привести к затовариванию складов устаревшей, невостребованной продукцией – и тогда производственники из главных волшебников превращаются в основных козлов отпущения. А это очень неприятное превращение.
Именно поэтому персона ДПр – не только техническая и менеджерская, но еще и маркетингово-творческая, предполагающая знание отрасли, продукта, людей, рынка, умеющая справляться с непредсказуемостью жизни и добывать золото из воздуха.
Непростое жизнеописание ДПр можно свести к нескольким целям, за достижение которых он обычно отвечает перед акционерами предприятия и генеральным директором (ГД), до позиции которого часто дорастает при общей успешности своей деятельности.
Дальнейшие требования обычно относятся к личным характеристикам ДПр и варьируют от «это должен быть крепкий управленец, военное прошлое приветствуется» до «творческий неординарный профессионал, способный управлять нестандартной командой».
Интересно поразмыслить, кстати, как именно формируются требования к персоналии ДПр. Вопреки очевидной логике, что чем жестче требования отрасли, тем более викингоподобный директор требуется, нам доводилось наблюдать успешные случаи руководства крайне непростыми предприятиями в условиях Севера людьми, которые в редкое свободное от работы время писали очень неплохие стихи и рассказы…И в то же время, сталкивались с ситуациями, когда, уставшие от собственного интуитивного восприятия мира, творческие собственники назначали директором производства нежно- полувоображаемой продукции очень, как бы это выразить, «прямоугольного» по своим личностным качествам персонажа (подперев его со всех сторон дизайнерами, арт- директорами и прочими людьми не от мира сего) – и какое-то время предприятие успешно работало, выполняя план по креативу ☺.
На наш взгляд, если предприятие на первых порах развития являет собой почти точное отражение в зеркале его создателя – основного владельца или владельцев, то уже с появлением наемного генерального директора отличие между зеркалом и его отражением становится очевидней. Выделение же директора по производству в отдельную сущность говорит о том, что предприятие находится на второй фазе развития (см. «Генеральный директор»№12 за 2011 год, М.В. Вишнякова), и портретное сходство с создателями бизнеса не только не очевидно, но порой даже вредно. ДПр, подобранный по принципу дополнительности к типажу основного владельца бизнеса и/или ГД, на наш взгляд, дает больше ресурсов для развития предприятия, чем ДПр, выбранный на основе подобия.
KPI для ДПр, исходя из перечисленных выше требований и нюансов, чаще всего будут следующие:
Веса (значимость) этих показателей зависят от конкретной ситуации, фазы развития компании, состояния рынка и пр.
Расчет производится на основании тех плановых и фактических значений, которые вводятся из учетной системы компании.
Главные правила, которые следует учесть при привязке KPI к системе мотивирования топ-менеджеров, следующие:
Утверждение схемы показателей и премирования ДПр обычно осуществляется акционерами и ГД. Схема премирования ДПр служит основой в дальнейшем для разработки схем премирования его подчиненных (руководителей различных участков производства).
1) Любимая русская задачка «максимальное качество при минимальных затратах» не имеет смыслового решения, так как упирается в ограничение, известное всем профессиональным менеджерам: нельзя оптимизировать процесс или проект по трем параметрам – время, качество, стоимость – одновременно. Если бы такая оптимизация была возможна, то в предельном случае мы могли бы получить максимальное качество мгновенно и даром. А единственный инструмент, с помощью которого этого можно достичь – волшебная палочка, которой, увы, в природе не бывает ☺.
2) Так, например, если у ДПр в показателях будет только KPI снижения себестоимости продукции, а у него в подчинении будет подразделение нового продукта с показателем сроков обновления ассортиментного ряда, конфликт неизбежен. Любое обновление затратно. Следовательно, на карте ДПр должны быть как KPI, связанные с себестоимостью, так и KPI, связанные с обновлением ассортимента – просто вес этих показателей может быть разным в разные периоды жизни предприятия.
3) Введение стоп-фактора позволяет выровнять систему показателей и избежать ситуации, когда компания, например, существенно увеличив оборот, но не посчитав корректно затраты, должна платить премию, хотя увеличение оборота произошло за счет роста не эффективности, а затрат на продажи. Прибыли нет, есть рост абсолютных значений – как продаж, так и затрат.
Марина Вишнякова,
"Справочник по управлению персоналом"
© 2007-2022 ООО «ПиЭмТим»