.

PM TEAM

Консалтинговая компания PM TEAM

+7 (916) 696-30-54
(WhatsApp, Viber, Telegram)

  • Управление бизнес-процессами и рисками

    Управление бизнес-процессами и рисками

Статья Управляющего партнера PM TEAM Олега Вишнякова "Бизнес-процесс, его свойства и характеристики" опубликована в журнале "Management" №3 2022.

Статья Управляющего партнера PM TEAM Олега Вишнякова "Что такое бизнес-процессы?" опубликована в журнале "Management" №2 2022.

Довольно часто мне приходилось в самый разгар обсуждения каких-то управленческих ситуаций, касающихся процессной тематики, вдруг обнаруживать, что собеседник под бизнес-процессом имеет в виду что-то совсем иное. В этой статье мы попробуем разобраться с этим термином.

Давайте рассмотрим две ситуации.
Ситуация 1. Компания А ищет коммерческого директора
Генеральный директор А задумался над объединением блока продаж и блока маркетинга под одним человеком. Решил назвать его коммерческим директором. Вызвал директора по персоналу. Они вместе составили заявку на подбор. Потом директор по персоналу согласно корпоративному регламенту назначил ресечера по заявке и менеджера позиции (это т.н. бизнес-роли). Поскольку заявка касается топ-менеджера, менеджером позиции директор по персоналу назначил себя. Ресечер производил поиск кандидатов по самым разным каналам (в чем ему помогала корпоративная методичка по поиску), добывал их резюме, переписывался с ними и разговаривал, проясняя предварительно ключевую информацию и проверяя соответствие кандидатов заявке. 12 резюме подходящих кандидатов ресечер в течение 2 месяцев отправил менеджеру позиции, который отобрал из них 8, с которыми либо встретился, либо пообщался дистанционно. По итогам такого общения директор по персоналу выбрал 5 кандидатов и представил их заказчику позиции (генеральному директору). Генеральный директор по резюме и отчетам о встречах кандидатов с менеджером позиции выбрал 3 кандидатов-финалистов, с которыми провел по нескольку встреч в течение месяца. Выбранному кандидату был сделан оффер, а после его принятия составлен контракт. В договоренный день коммерческий директор вышел на работу....

Статья Управляющего партнера PM TEAM Олега Вишнякова "Нотации моделирования бизнес-процессов" опубликована в журнале "Management" №1 2022.

Успех в моделировании бизнес-процессов тесно связан с выбором правильных нотаций. Разумно познакомиться с ними подробнее и выбрать для детального изучения и применения две-три наиболее подходящих: соответствующих целям моделирования, а также понятных, достаточно информативных и удобных.

Нотация — это стандартизированный набор символов и правил, которые используются для моделирования (в данном случае бизнес-процессов). Т.е. нотация — это некие договоренности, как на схеме изображается процесс и различные сущности, с ним связанные (информационные системы, исполнители, ресурсы и т.п.)
Вообще, нотаций, используемых для процессного моделирования, огромное количество. Конечно, есть популярные и не особенно... Есть более-менее равнозначные, когда выбор — дело вкуса и привычки. В этой статье я коротко опишу нотации, с которыми мне пришлось сталкиваться наиболее часто за те четверть века, что я занимаюсь процессным управлением.

книга Олега Вишнякова 'Преимущество повторяемости. Практическое руководство по бизнес-процессам. Процессы и их описание'
Вышла книга Олега Вишнякова, Управляющего партнера РМ ТЕАМ: «Преимущество повторяемости. Практическое руководство по бизнес-процессам. Процессы и их описание».

Статья Управляющего партнера PM TEAM Олега Вишнякова "Моделирование процессов: необходимость и архитектура" опубликована в журнале "Менеджмент сегодня" №1 2022 и представляет собой адаптацию главы из готовящейся к печати книги автора «Преимущество повторяемости-1: Процессы и их описание». Выпуск планируется в марте в издательстве «Питер». Статья посвящена понятию архитектуры модели процессов предприятия и необходимости моделирования в противовес другим подходам к описанию бизнес-процессов. Материал рассчитан на читателя, знакомого с базовыми понятиями процессного управления.

Описание процессов без уяснения и постановки целей — мероприятие бессмысленное. Это трудозатратно, а значит, дорого. По мере осознания цели неизбежно возникнут постоянные итерации поиска подходящего способа описания, и следует ожидать результат, не попадающий в ожидания и потребности. Скорее всего, работы будут досрочно прекращены, т.к. исполнитель потеряет надежду на успех, а заказчик — терпение.
Например, подразделение оргразвития строящегося металлургического завода подготовило техническое задание (ТЗ) на моделирование бизнес-процессов. Персонал по утвержденной оргструктуре к этому моменту был набран на 10% (в основном руководящий и административный состав, а также отдельные руководители среднего звена на производстве). Сотрудники получили типовые должностные инструкции и тут же начали их модифицировать под свои представления о том, как надо жить и трудиться (вполне ожидаемо).

Статья Управляющего партнера PM TEAM Олега Вишнякова "Ролевая концепция управления процессами" опубликована в журнале "Management" №4 2021 и представляет собой адаптацию главы из готовящейся к печати книги автора «Преимущество повторяемости-1: Процессы и их описание». Выпуск планируется в марте в издательстве «Питер».
Вторая книга будет называться «Преимущество повторяемости-2: Трансформация процессов и управление ими».

Для проектирования работ внутри компании, оказывается, недостаточно распределить их между должностями в организационной структуре. Некоторые функции не могут быть однозначно привязаны к какой-либо должностной позиции. В таких ситуациях хорошо работают так называемые ролевые концепции (подход, основанный на применении бизнес-ролей – атомарных конгломератов функций, полномочий и ответственности).

Статья Управляющего партнера PM TEAM Олега Вишнякова "Дао процессного управления" опубликована в журнале "Менеджмент cегодня" №4 2021 и представляет собой адаптацию главы из готовящейся к печати книги автора. Она посвящена сопоставлению функционального и процессного подходов к управлению. В ней обсуждаются ограничения и недостатки функционального управления и возможности, которые предоставляет ориентация на процессы. Рассматриваются требования, предъявляемые процессным подходом к организационным структурам. Приводятся индикаторы и условия перехода к процессному подходу, сформулированы теоремы процессного управления.

Подавляющее большинство организаций используют разделение труда и специализацию по функциям. В организационной структуре наличествуют: финансовый департамент, отдел закупок, управление маркетинга и пр. Руководители функциональных блоков обычно и составляют линейку топ-менеджмента (так называемая функциональная структура). Иногда в более крупных организациях в топ-менеджмент входят руководители бизнес-единиц или дивизионов (дивизиональная структура). Тогда функциональные подразделения обычно находятся на более низких уровнях управления. Обычно в таких структурах подчинение сверху вниз (так называемый принцип линейности), а это значит, что объектом управления являются наборы функций. Каждый из функциональных руководителей считает своей ответственностью «правильную» реализацию своего перечня функций, который, кстати, довольно часто сам же себе и определяет, а от «несвойственных» функций (отсутствующих в его списке присвоенного функционала) открещивается как от чужих.

Статья Управляющего партнера PM TEAM Олега Вишнякова "Состав процессов организации: Классификация и примеры" опубликована в журнале "Management" №3 2021.

Реализация процессного управления в организации начинается с понимания того, как бизнес устроен, какие процессы в нем есть. Необходимо увидеть сам объект управления. Настоящая статья посвящена тому, как решается эта задача.

Разбираться с процессами организации удобнее всего с использованием графических моделей. Однако надо учитывать, что объем процессов огромен. Поэтому модели приходится выстраивать в иерархию: на самом верху – весьма укрупненная модель, представляющая все процессы компании в виде одной карты/картинки/схемы (т.н. МПВУ – модель процессов верхнего уровня). На втором слое каждый элемент МПВУ представляется в виде отдельной модели, все еще весьма укрупненной. Элементы 2-го слоя раскрываются на 3-м и так далее. В совокупности вся эта иерархическая структура моделей представляет из себя Модель процессов организации.

Статья Управляющего партнера PM TEAM Олега Вишнякова "Process Mining и методы сбора информации о процессах организации" опубликована в журнале "Management" №2 2021.

Process Mining – современная технология, дающая максимально точную информацию о той части процессов, которая протекает в информационных системах. Идея метода состоит в восстановлении модели бизнес-процессов на базе «журналов событий» – специальных файлов с хронологической системной информацией. Эта информация может помочь восстановить модель реальных системных процессов, а также проводить глубокий анализ процесса, выявлять отклонения от «идеальной» или нормативной модели.

Как известно, работа с процессами начинается с их визуализации, обычно в виде моделей. Эта задача решалась и решается уже достаточно долгое время, чтобы накопился изрядный опыт, позволяющий формализовать методы и определить зоны их применимости. Однако в последние годы в этой области начались серьезные изменения. Но все по порядку. Итак, рассмотрим методы, которые применяются для того, чтобы собрать информацию о процессах в организации любого типа:

  • Анкетирование
  • Прямое наблюдение
  • Моделирование процессов из внутренних нормативных документов
  • Совещания экспертов процесса под управлением моделировщиков
  • Интервью с экспертом

Перечисленные методы – это «классика» вопроса, устоявшаяся в практике бизнеса на территории бывшего СССР за последние два с небольшим десятилетия. И вот прямо сейчас в этой сфере зарождаются революционные изменения. Доведена до уровня практического применения технология Process Mining, которая позволяет получать объективную (в отличие от классических методов) информацию о процессах. О чем речь?

Статья Управляющего Партнера PM TEAM Олега Вишнякова "Организационные аспекты описания бизнес-процессов" опубликована в журнале "Менеджмент сегодня" - выпуск 03 (115) 2021.

Описание бизнес-процессов — тема довольно известная, но в реальности многие компании совершают одни и те же ошибки, которых можно было бы избежать при наличии определенных знаний.

Что такое целостное описание? Обычно организация моделирует те или иные процессы для решения конкретной задачи. Когда такие задачи возникают время от времени, компания получает фрагментарные описания, не охватывающие большинство ее процессов. Иногда моделирование ведется на постоянной основе, но и в этом случае описание не возникает мгновенно, а строится с определенной скоростью. Чтобы максимизировать эффективность моделирования, следует правильно его организовать, иначе описания процессов будут фрагментарны, выполнены в разных форматах, не согласованы между собой, не востребованы и т.д., и при возникновении новой потребности придется все переделывать.

Публикуем третий вебинар Управляющего партнера РМ ТЕАМ Олега Вишнякова «Процессы верхнего уровня: примеры разных компаний»!

Программа вебинара: 

  1. Классификация процессов
  2. Как устроены процессы предприятия?
  3. Примеры процессных моделей.

Публикуем второй вебинар Управляющего партнера РМ ТЕАМ Олега Вишнякова «Бизнес-процессы: свойства и роли» о бизнес-процессах, распределении ролей, ключевых параметрах и распространённых заблуждениях!

Программа вебинара: 

  1. Характеристики и свойства процессов
  2. Бизнес-роли
  3. Владелец процесса

Предлагаем вашему вниманию серию совместный вебинаров компаний Аривист и РМ ТЕАМ под общим названием "Бизнес-процессы: как наладить работу компании"!

Ведущий - Управляющий партнер PM TEAM Олег Вишняков - поможет вам разобраться в бизнес-процессах и существенно улучшить деятельность вашего предприятия.

Программа первого вебинара "Введение в процессное управление":

  1. Когда без знания процессов невозможно разобраться с ситуацией.
  2. Что такое процессы?
  3. Управлять процессами, а не функциями — почему?

 

 

Вести управленческий учет полезно не только на предприятии, но и у себя дома. Это поможет осознать, что годовая стоимость вашего утреннего кофе приравнивается, например, к стоимости двух билетов Москва — Нью-Йорк.


Но — мясо..?! Мяса их семейный бюджет просто не выдержал бы! © Ильф и Петров «Двенадцать стульев»

Когда-то моя попутчица по дальней зарубежной поездке удивилась, увидев, что я веду запись своих расходов. «Но ты же сама зарабатываешь!» — сказала она. «Именно поэтому..», — ответила я нелогичным в ее понимании образом.

Читаем в журнале Forbes Woman статью Марины Вишняковой "Полная чашка. Как управленцы ведут семейный бюджет"!

 

 

Очень популярная ныне тема, не имеющая однозначных решений, выводов и рецептов. А ведь именно коммуникации являются тем краеугольным камнем, который необходим для полноценного обмена, распространения, постоянного циркулирования корпоративных знаний и информации. Материал статьи основан на десятилетней практике тематических проектов (2005–2014 гг.) в различных компаниях и отраслях: энергетике, нефтехимии, ретейле, сервисе и др.

С рисками сталкиваются все. Авария на нефтяной скважине в Мексиканском заливе для крупной компании или внезапная поломка кофе-машины для ресторана категории Люкс в центре Москвы – источник серьезных неприятностей.

Примеров, показывающих, что в бизнес-деятельности риск играет важную роль, можно привести много. Вообще предпринимателей и принято считать людьми рисковыми. И пока что победа над риском представляется мечтой несбыточной.

Запросить наш проектный опыт

в вашей отрасли и по интересующей услуге