.

PM TEAM

Консалтинговая компания PM TEAM

+7 (916) 696-30-54
(WhatsApp, Viber, Telegram)

  • Оценка и карьерное развитие

    Оценка и карьерное развитие

Довольно часто в своей жизни мы сталкиваемся с неизбежностью тех или иных, не самых приятных, но совершенно неотвратимых событий. Мало кого вдохновляет, например, такая рутинная операция, как подача налоговой декларации. Понятно, что ее, все равно, нужно подать, заполнив много страниц текста, стараясь не упустить ничего и, все равно, почти гарантированно, совершив ошибку…

В итоге, настроение – в предвкушении забот и потерянного (неоднократно, так как неверную декларацию налоговый инспектор не примет) времени, портится за неделю до события. А потом еще долго горечь негативного послевкусия дает о себе знать.

При этом, в следующем году, скорей всего будет то же самое: в голове возникнет негативный сценарий поведения в неприятном месте и, конечно же, обязательно сбудется.

Потому что все созданные нами сценарии сбываются. Наши сценарии управляют нашей жизнью.

Вспоминается в связи с этим недавний анекдот: едет усталый мужчина с работы в автобусе и думает мрачно, как не задалась его жизнь – начальник злобный, дома никто не ждет, здоровье подкачало… А за спиной его ангел–хранитель записывает за ним его мысли в виде плана действий и удивляется: «Так, злобный начальник, одиночество дома, плохое здоровье… странно, он же уже все это заказывал… но раз хочет снова – буду выполнять…»

Буквально та же ситуация подстерегает незадачливого «карьериста», если вовремя не спохватиться и не начать управлять своими мотивами, корректируя сценарии своей жизни – даже если, казалось бы, различные объективные причины (экономический кризис, неблагоприятная экономическая ситуация на конкретном предприятии, личные проблемы и пр.) препятствуют позитивному развитию событий.

Вот в примере с подачей налоговой декларации – как избежать негатива? На самом деле, довольно просто: достаточно один раз внимательно выслушать замечания инспектора и внимательно же исправить ошибки в декларации – и все! Опыт заполнения будет приобретен, ощущение победы над рутиной гарантировано, а с ним и существенная экономия времени и нервов при подаче документов в следующий раз. А наиболее сообразительные и предприимчивые могут даже небольшой бизнес организовать – на консультировании менее рациональных (и более спонтанных) сограждан в области заполнения налоговых деклараций. 
Следует хорошо запомнить: наш негативный сценарий – это всегда наши затраты и чьи-то (чужие!) доходы! А зачем создавать чужие доходы, когда можно преумножить собственные?

Для того, чтобы пошагово понять, как следует управлять мотивами при построении карьеры, нужно четко определиться в понятиях: потребности, мотивы, стимулы – и управлении ими.

Ниже приведены два рисунка (Рис.1 и Рис.2), на которых данные понятия определены в наиболее приложимом к теме данной статьи аспекте.

Рис.1 Управление мотивом.

art17 p1

Рис.2 Потребности и мотивы

art17 p2

Прежде, чем приступать к выбору того или иного карьерного пути, стоит разобраться в собственных потребностях – чего хочется достичь? Стать главным экспертом на предприятии или в отрасли (как в примере на Рис.2)?

Если хочется стать главным экспертом на предприятии – нужно быть готовым к долгой карьерной лестнице с освоением большого количества смежных профессий, участием в разных политических внутрикорпоративных играх…Короче говоря, нужно запастись терпением.

Если же основная потребность самореализации – стать главным экспертом в отрасли, то, скорей всего, очередное предприятие – это всего лишь трамплин перед следующим. И, значит, особое внимание нужно уделять формированию деловой репутации, пик которой придется на общий объем решенных сложных, но довольно коротких задач. Отношения в коллективе, подковерные игры, события десятилетней давности в данном случае не так ваажны, как острые текущие задачи, требующие высокой скорости решений.

Первый тип развития карьеры – процессный, цикличный, предполагающий постепенное освоение разных навыков и много рутинной работы. Рисков тут не много, но и доход и значимость для предприятия растут постепенно.
Действия по развитию данного типа карьеры носят планомерный и долговременный характер. Нужно очень постепенно вникнуть в разные аспекты жизни и деятельности предприятия – от истории его создания, мифологии и привычек, традиций и достижений, конкурентных преимуществ и рыночной слабости – чтобы использовать их наилучшим образом для решения своей задачи уверенного и надежного подъема по карьерной лестнице, с учетом всех возможных внешних и внутренних рисков и обстоятельств. Внутренний девиз этого типа карьеры: “Капля камень точит”.

Второй типы развития карьеры – результат-ориентированный, проектный, ограниченный во времени, высокорискованный, но и высокодоходный. Здесь конкретное предприятие – лишь “одно из”, некий случай, ложащийся в копилку подобных или отличающихся случаев. Знакомство с историей предприятия и уастие в корпоративных играх будут препятствовать скорости и успешности проекта. Можно завязнуть в рутине и проиграть более опытным “карьеристам первого типа”, ничего не успев совершить. Проектный тип карьеры – быстрый, результат- ориентированный, с идеологией “вижу цель – не вижу препятствий”. И с четким осознанием того факта, что даже при самом благоприятном раскладе, присутствие на конкретном предприятии – вопрос времени. И это время ограничено. Поговорка :“Или пан, или пропал” довольно хорошо отражает специфику этого карьерного пути.

В зависимости от того, какой именно тип карьеры выбран в соответствии с личностными мотивами, выстраивается вся стратегия взаиомоотношений с работодателем, включая KPI и другие измерители эффективности, ложащиеся в копилку репутации.

Высокая профессиональная репутация – это единственное, что одинаково важно в обоих типах развития карьеры.

Когда выбор того или иного карьерного пути сделан осознанно, становится возможным управление личным мотивом при вмененности поведения. И даже если карьеристу первого типа нужно принять на себя некие риски, то он не сопротивляется им, а понимает, зачем ему это нужно с точки зрения дальней перспективы главного эксперта на данном предприятии. А карьерист второго типа, столкнувшись с неизбежностью рутины, понимает, зачем ему это нужно при сугубой конечности своего проекта на данном предприятии.

Время, потраченное на ресурсоемкое сопротивление вмененному, но некомфортному поведению, обратно пропорционально степени осознанности мотива.

Если мотив не определен, то движение по карьерному пути приобретает случайный характер, с метанием от одного типа развития карьеры к другому, а значит, не “карьерист” управляет ситуацией, а она им.

И недалек тот момент, когда выдохшийся на полях не своих сражений (то есть, действий, вне собственных предпочтений, в чужих правилах игры) специалист мрачно повторит в голове все тот же негативный сценарий, фиксируемый и закрепляемый невидимым ангелом-хранителем.

Управление собственными мотивами страхует от закрепления негавтиных сценариев и способствует высоким карьерным достижениям при минимальных затратах собственных душевных ресурсов, но обязательном личностном и профессиональном росте.

Вишнякова Марина

Запросить наш проектный опыт

в вашей отрасли и по интересующей услуге