.

PM TEAM

Консалтинговая компания PM TEAM

Москва, ул. Донская, 4, стр.3
+7 (963) 654-54-95

  • Оценка и карьерное развитие

    Оценка и карьерное развитие

Этот вопрос обсуждается практически на любом форуме в ходе каждой дискуссии на, казалось бы, совсем иную тему. Когда менеджеры разного возраста из различных отраслей и компаний начинают общаться по поводу острых деловых проблем, их аргументы очень быстро приобретают все более выраженный гендерный (то есть половой) характер. Причем с этого момента дискуссия по своему накалу оставляет позади вторую по популярности обвинительную тему – национальную.

Конечно, можно пытаться объяснить подобное явление нарушением деловой этики и общей невоспитанностью граждан, независимо от пола и возраста, однако дело не только в этом. Скорее всего, у данного явления такие глубокие биологические корни, что преодолеть их с помощью этики и воспитанности участникам дискуссии просто не под силу.

Людям свойственно бояться всего чужого, неизвестного. На шкале человеческих страхов боязнь жизненных перемен находится на втором-третьем месте после страха смерти. Именно поэтому любой новый сотрудник в компании (независимо от пола) вначале подвергается настороженному тестированию-наблюдению со стороны сложившегося коллектива для определения безопасных правил игры с чужаком. При каждом новом знакомстве у людей включается своеобразный природный распознаватель «friend-or-foe»1, от показаний которого зависит их дальнейшее поведение.

Для того чтобы произвести на людей благоприятное впечатление, новичок обычно активно ищет тему для общения с ними, например: общих знакомых, место учебы или предыдущей работы, хобби, марка автомобиля и пр. Совпадение вкусов и предыдущих историй (только обязательно позитивных) существенно облегчает вливание чужака в новый коллектив, так как он вроде бы уже и не чужак… Однако есть такие признаки, которыми управлять подобным образом крайне сложно, потому что в отличие от марки автомобиля или места работы они являются врожденными и неизменяемыми. К таким признакам относится и пол человека. В связи с этим женщина в мужском коллективе (а мужчина в женском) – по определению чужак с неустраняемым признаком «чуждости».

В силу патриархальности нашего общества мужчин в бизнесе гораздо больше, чем женщин, то есть корни этого явления сугубо исторические, а не биологические. Соответственно, и попытки объяснить данное явление некими особенностями женского и мужского мышления представляются, скорее, попытками изгнания чужака и защиты своей территории, нежели обоснованными научными фактами (особенно с учетом того, что в неприспособленности женского организма к тяготам бизнеса нас обычно наиболее активно убеждают мужчины). Присутствие женщин в верхах политической власти и глобальных корпорациях по всему миру (даже в наиболее консервативных в гендерном отношении мусульманских странах) лишь усиливает сомнения в существовании неких объективных «научных» причин пока еще небольшого присутствия женщин в российском бизнесе2.

Построение серьезной бизнес-карьеры нашими женщинами значительно осложняется целым рядом причин. Остановимся на них подробнее.

Несмотря на то, что основную часть работающего населения страны составляют именно женщины, первой и главной причиной представляется их умственная лень. В основном представительницы прекрасного пола заняты монотонным, рутинным трудом на низких позициях. Достигнув предела компетенций на каком-то участке, лишь немногие из них делают попытку подняться дальше по служебной или профессиональной лестнице за счет наработки новых знаний и умений.

Второй причиной является склонность женщин делать карьеру не за счет профессиональных компетенций, а путем использования своих личностных качеств, что сродни варианту «удачно выйти замуж за чиновника». Данный путь неперспективен, потому что такая карьера не имеет основной составляющей – экспертной власти, то есть работодателю предлагаются не профессиональные, а иные качества… стоимость и ценность которых принципиально иная. К карьере все это не имеет никакого отношения.

Рассмотрим третью причину. Попав в мужскую бизнес-среду и ощущая свою потенциальную чуждость ей, женщина старается соответствовать и начинает вести себя по-мужски: деловито-агрессивно, конкурентно-жестко, порой даже жестоко, полностью лишая себя признаков своего пола… Это также представляется ошибочным. Различия между мужчинами и женщинами могут быть существенным конкурентным преимуществом в решении сложных бизнес-задач, если использовать, например, женскую склонность к гармонизации окружения, комплексности решения. Зачем быть «неестественным мужчиной» (тем более что для мужчин это все равно выглядит неубедительным и чуждым, а значит, еще более побуждает их к уничтожению чужака в своей среде), если можно быть естественной женщиной?

Четвертая причина – это страх перемен. Он не имеет половой принадлежности, но в нашей стране женщины особенно подвержены ему, поскольку часто являются единственными кормильцами своих детей. Страх перемен заставляет толковую активную женщину держаться за скучную, но надежную в смысле оплаты работу в бэкофисном эшелоне, несмотря на то, что внутренние желания и возможности запросто могли бы вывести ее на первые позиции в бизнесе. Как показывает опыт бизнес-коуча, храбрые женщины гораздо чаще достигают высот как в бизнесе, так и в семье. Удача любит бесстрашных, а умные, но боязливые остаются в плену своих нереализованных возможностей – и удача обходит их стороной во всем.

Пятая причина, как ни странно, заключается в хорошем воспитании и образовании. С детских лет проявляя личностную неординарность, толковая женщина часто попадает в «воспитательные клещи» родителей и педагогов, которые внушают ей, что надо быть «хорошей девочкой» (то есть беспроблемной, удобной, управляемой), а не реализовывать свои интересы (то есть капризы). Девочкам не пристало хулиганить. И вот, грамотные, умные женщины, с отличным образованием и опытом попадают в ловушку этики: «так – принято, а так – не принято». Бизнес же зачастую требует неординарности мышления и решений. Наиболее удачные бизнес-решения обычно принимаются не благодаря, а вопреки ситуации, поэтому самые успешные представители бизнеса часто действуют отнюдь не по правилам.

Шестая причина связана с верой в устойчивый миф о том, что удачно может сложиться только одно из двух: либо карьера, либо семья. Дескать, стопроцентная занятость работой не оставляет возможности для личной жизни, и наиболее успешно реализуются только те дамы, которые таким образом компенсируют свои женские недостатки, не позволяющие им создать «нормальную семью» (то есть провести большую часть жизни на кухне у плиты в окружении детей и ожидании прихода с работы уставшего добытчика-супруга). Удивительно, что этот миф активно поддерживают именно женщины. Мужчины-то как раз довольно быстро поняли, что работа на благо экономического процветания семьи в четыре руки дает гораздо больше возможностей, чем получение всех средств к существованию только из одного источника. Более того, мужчины стали охотно оставаться с детьми дома (особенно ярко эта тенденция проявилась в период последнего кризиса), предоставляя хорошо зарабатывающим женам максимум времени для добычи денег. В настоящее время большое количество семейных пар поддерживает партнерские отношения между супругами, имея при этом двое детей и более, при этом все здоровы и счастливы. По-видимому, миф о компенсаторности карьеры по отношению к семье являет собой все тот же вариант умственной и физической лени со стороны неактивной части женского общества, который уже упоминался первым в этом списке.

Наконец, седьмая причина состоит в том, что серьезная карьера как таковая служит стимулом отнюдь не для всех людей. Эта причина не носит гендерного оттенка, так как характерна для обоих полов, просто мужчинам не свойственно признаваться в том, что карьера их не интересует – такое поведение с их стороны не является социально одобряемым. А вот женщину не осудят, если она честно заявит, что живет свою жизнь ради воплощения совсем других интересов, нежели времяпровождение в офисе. Именно из этой категории дам впоследствии получаются как милые бездельницы, так и вполне успешные хозяйки собственного стильного бизнеса.

Подытоживая изложенное, отметим, что тема женской карьеры одновременно и проста, и сложна. Насколько объективны или субъективны названные причины малочисленности женщин в отечественной бизнес-среде, зависит от обстоятельств. Однако нет нерешаемых задач. Все ограничения в реализации серьезной карьеры обычно находятся в голове того или той, кто полагает, что эти ограничения существуют. Мы сами создаем сценарий нашей жизни, а потом живем по нему. Если сценарий негативный, то живем, сетуя на отсутствие счастья у нас и несправедливое везение у кого-то, в то время как у везунчика в голове изначально просто был хороший сценарий, который теперь реализуется. Не надо искать ответ на вопрос о том, кто виноват в кривой судьбе конкретного человека, потому что, скорее всего, виноват в этом он сам. Надо ответить на вопрос, что делать, наметить позитивный план достижения поставленной цели и следовать ему.

1 Friend-or-foe – система распознавания самолетов по принципу «свой – чужой», основанная на зашифрованном радиосигнале, посылаемом пролетающему самолету с земли, на который он должен откликнуться правильным образом – в соответствии со своей государственной принадлежностью.

2 Здесь не учитывается наличие в российском бизнесе высокопоставленных жен отечественных чиновников, о невероятных доходах которых периодически становится известно из средств массовой информации. Как правило, ни одна из них не имеет самостоятельной бизнес-ценности и демонстрирует не успех в бизнесе, а участие в коррупционной активности чиновного супруга.

Вишнякова Марина

Запросить наш проектный опыт

в вашей отрасли и по интересующей услуге