Кто не знает, куда направляется,
Тот может очень удивиться, попав не туда.
Марк Твен.
За последние 5 лет мир необратимо изменился.
Это сообщение можно было бы считать банальностью, поскольку мир все время меняется – и тем жив. Однако острота современной ситуации, во-первых, в том, что на этот раз мир изменился за очень короткий период времени, во-вторых, необратимо – то есть, прежние признаки, качества, свойства во многом утратили свой смысл, а в-третьих, изменения продолжают нарастать, усиливая свою радикальность.
Изменения касаются всех сторон «жизни мира», если можно так сказать – от природных и геополитических условий, до образа жизни отдельных людей, от технологий и решений в разных областях до понятий о добре и зле в глобальном аспекте.
Каждому отдельному изменению можно посвятить не то, что статью, а сделать исследование этого изменения делом – трудом - целого общественного института – что и происходит в политике, экологии, религии, культуре и других важных областях, касающихся условий и ограничений существования человечества.
Мы не зря отдельно выделили слово «труд» в предыдущем абзаце. В данной статье мы предлагаем рассмотреть гипотезу, касающуюся критических изменений во взаимоотношениях наемных работников и работодателей. И предложим оперативные решения, позволяющие, на наш взгляд, более эффективно управлять этими взаимоотношениями в эпоху глобальных перемен.
О привычном и хорошем.
Вернемся к названию статьи и введем основные определения, для того, чтобы автор и читатели корректно понимали друг друга, используя общеупотребительные термины.
Итак, мотивация – внутренняя движущая сила, побуждающая человека к действию по удовлетворению своих потребностей (целей).
И этим мотивация отличается от мотивирования.
Мотивация – это внутренние настройки человека, «система ранжированных кнопок», внешнее воздействие на которые (мотивирование) побуждает человека к действиям по удовлетворению своих потребностей.
Потребности могут быть осознанными, и тогда человек ставит перед собой конкретные цели, которых хочет достичь. А могут быть не полностью осознанными, существовать в виде нужды, дискомфорта, ощущения «я не знаю, как правильно, но то, что происходит – НЕ правильно». И в этом случае потребности носят характер желаний, порой противоречивых. Однако между обеими группами потребностей есть одно существенное общее свойство – они заставляют человека предпринимать какие-то действия для своего удовлетворения.
Человек способен продуктивно действовать ради удовлетворения чьей-то чужой потребности только в том случае, если ему это тоже зачем-нибудь нужно, соответствует какой-то его потребности – осознанной или неосознанной .Поэтому между терминами «мотивация» и «мотивирование» есть существенная разница. (см. Рис.1).
Ибо мотивирование – это процесс побуждения сотрудника достигать своих целей только через достижение целей предприятия.
Рис. 1.
Сила внутренней мотивации настолько велика, что доказано (от теории Герцберга до современных социологических исследований) наличие очень слабой позитивной связи между приверженностью персонала и удовлетворенностью трудом.
То есть, приверженные (внутренне мотивированные смыслом своей деятельности) сотрудники обычно удовлетворены условиями труда (характеристиками рабочего места, уровнем дохода, социальным пакетом и прочими материальными факторами). Причем зачастую приверженность имеет довольно большой запас прочности – люди готовы терпеть задержки выплат заработной платы, работать в не самых комфортных условиях и пр., если они довольны содержанием, смыслом труда, вовлечены в свою деятельность полностью и хотят оставаться на предприятии1.
А вот обратная связь между приверженностью и условиями труда – отрицательная. Не приверженный сотрудник не становится приверженным, сколь бы замечательные материальные условия труда предприятие ему не предлагало.
Любовь нельзя купить за деньги :) поэтому модные нынче материальные инвестиции в повышение лояльности и приверженности персонала путем увеличения зарплат, количества корпоративных якобы командообразующих2 мероприятий, обучения3 за счет предприятия, являются очень рискованными.
Они могут стать прямыми убытками, если сотрудники не увидят в своем труде главное – содержание, соответствующее их внутренней мотивации.
И вот тут начинается новая история.
О непривычном и неизвестном.
За истекшие пять (ну, может, шесть) лет произошла смена парадигмы мотивации.
Мы постарались систематизировать наиболее яркие отличия в Таблице на Рис.2.
Рис.2
Главная особенность новой парадигмы, напрямую затрагивающая интересы работодателя: цели наемного работника (формирующие его систему мотивации) и традиционные цели предприятия (лежащие в основе системы мотивирования - см. определения выше) разошлись напрочь!
Предприятие волнует работника сейчас только с точки зрения инвестиций в себя: в свое благополучие, свой профессиональный рост, свой профессиональный и личный статус и - в свою свободу.
Поэтому работник позиционирует себя не как соискатель должности по найму, а как социальный партнер работодателя. Свобода личности – основа социального партнерства. Социальное партнерство – большое благо. Но только в том случае, когда партнеры равны.
Социальная незрелость российского общества чаще всего создает и закрепляет (от общественного мнения до законодательства) неравенство отношений между работником и работодателем. У работодателя сейчас гораздо больше обязанностей, чем прав, перед работником, а нынешний трудовой закон защищает работника даже в том случае, когда он в защите не нуждается.
Скорость и объем миграционных потоков на рынке труда, активная поляризация интересов работника и работодателя, одновременная мгновенность вознесения на вершину карьеры очередным «социальным лифтом» и неустойчивость этой карьеры заставляют нас еще более заострять внимание читателей на проявлении тенденций новой мотивационной парадигмы.
Без четкого понимания того факта, что отношения работника и работодателя необратимо изменились, невозможно принять верные решения по повышению эффективности этих отношений.
Приходится признать следующие факты, изменяющие коренным образом отношение к труду и «внутри труда»:4
Если все это так, то что делать?
Способы решения возникшей проблемы лежат в признании изменения организационной парадигмы и полном изменении подхода к мотивированию со стороны работодателя и, обязательно, государства. Нужно изменить ТК в сторону выравнивания прав работодателя и работника (в ТК РФ это, скорей всего, должно привести к некоторому ужесточению требований к работнику). Работодатель должен перейти на новые формы взаимодействия с работником, учитывающие приоритетность характеристик продукции предприятия для потребителя и изменение организационного поведения работников5. Любые изменения рискованны, и нет гарантий, что предлагаемые изменения позволят радикально улучшить ситуацию на рынке труда, который явно деградирует.
Однако, как известно, самый большой риск – не рисковать вообще.
Поэтому работодатель и работник, чтобы договориться, должны согласовать свое видение и действия в следующих аспектах:
Естественно, что мотивирование персонала в эпоху перемен внутренней мотивации работников тоже должно измениться. Мы предлагаем ряд простых шагов, способных повысить эффективность постановки задач персоналу и обеспечить более качественные результаты.
О мотивировании в эпоху краха мотивации
Если верно предположение, что почти любой сотрудник пришел на предприятие лишь на срок, длительность которого изначально определить сложно, то отношения с ним стоит выстраивать так, как обычно выстраиваются отношения с подрядчиком.
Это означает:
Вместо выводов
Если представить себе картину будущего на ближайшие 5 лет, то, на наш взгляд, сохранятся и усилятся следующие тенденции:
1) Компания РМ ТЕАМ в 2010-2011 годах проводила исследование по заказу крупной энергетической компании, выделяя факторы приверженности для 36 тысяч сотрудников разного возраста, пола, статуса, стажа и пр. (т.е. по референтной выборке, охватив исследованием более 50% персонала компании - Заказчика), работавших в 11 регионах РФ. Основными факторами приверженности были содержание труда (а не его условия), грамотность руководства и наличие эффективной обратной связи по предложениям «снизу», что позволило сократить затраты на персонал на 30%, не снизив уровень приверженности. Похожие выводы неоднократно делали другие исследовательские компании.
2) Команда всегда создается под задачу. Следовательно, это временное образование: ровно на тот срок, который необходим для выполнения задачи. Далее команда должна быть расформирована и сформирована другая команда - может из тех же людей, но с другими ролями, в соответствии с новой задачей. «Корпоративы» же чаще всего являются просто неформальными развлечениями, способствующими увеселению людей, но никак не побуждающими их действовать в интересах предприятия. Если, конечно, корпоративное мероприятие не имеет своей основной смысловой задачей решение конкретной проблемы предприятия (например, создание бизнес-плана направления, или откровенный разговор топ-менеджеров и владельцев о направлении развития бизнеса (стратегическая сессия)). Но такие формы групповых взаимодействий не могут касаться всех сотрудников одновременно и не факт, что наиболее продуктивно их проводить на природе в дорогом пансионате с обильным угощением за счет компании :).
3) По данным исследования Чикагской бизнес школы (Chicago Booth) 30% выпускников МВА программы впоследствии меняет свою компанию, а 40% - отрасль. То есть, 70% обученных впоследствии покидают работодателя, оплатившего их обучение. Итого – оплачивая обучение своих сотрудников на МВА программах работодатель, в лучшем случае, формирует кадры для конкурентов, а в худшем – старается даже не для своей отрасли.
4) Все отмеченные тенденции относятся к конкурентным отраслям и предприятиям. Государственные структуры, и предприятия, с высокой долей государства в структуре собственности, существующие вне рынка, до сих пор отличаются относительно высокой стабильностью рабочей силы. Однако, если в России переход к рыночным отношениям будет осуществлен не на уровне лозунгов, а в реальности, то миграционная активность чиновников повысится – за счет сокращения доли госсектора и аппарата госслужащих. Чтобы страна процветала, кто-то должен и работать :). Пример перед глазами – процессы, происходящие в Греции.
5) Эмоциональная привязанность работника к предприятию (приверженность, лояльность) не всегда благо. Это хороший способ манипулирования для обеих сторон. Однако именно самые лояльные предприятию работники становятся основным препятствием для проведения любых организационных и технологических преобразований – именно в силу приверженности привычному облику предприятия, людям, способам поведения и прочему. В эпоху постоянных перемен выжить, а тем более – процветать – можно только меняясь вместе с рынком, средой. То, что сейчас многим работодателям представляется желаемой целью – приверженные работники подолгу трудящиеся на рабочем месте – может обернуться ловушкой невозможности провести какие бы то ни было преобразования без общего «консенсуса» коллектива. Более динамичные и менее эмоционально связанные с коллективом конкуренты успеют быстрее. Предприятие с высокими показателями приверженности персонала может потерять рыночные позиции в т.ч. в связи с консервативностью ключевых приверженных сотрудников.
Марина Вишнякова
"Генеральный директор", №12 2012
© 2007-2022 ООО «ПиЭмТим»