Неотъемлемой частью внедрения системы оплаты труда, связанной с заслугами по работе является бюджетирование средств на данную программу. Данный процесс должен проходить ежегодно и состоять из двух этапов:
Бюджет подъема заработной платы (окладов) должен устанавливаться ежегодно, на основе многих факторов, включая:
Во многих американских компаниях довольно распространенным подходом является проведение анализа роста окладов у конкурентов по аналогичным компаниям, или внутри региона. На основе этой информации определяется верхняя граница подъема, которая не превышается ни при каком случае. Для информации, в США и многих странах Западной Европы бюджет годового подъема программы оплаты по заслугам не превышает в среднем 5 процентов.
Следующий этап бюджетирования – распределение фондов по подразделениям. Один из наиболее распространенных подходов – юниформальный. В соответствии с этой процедурой подразделениям бюджет дается как процент от существующей суммы выплат, которая определяется как сумма окладов тех работников, которые попадают под данную программу. Это попадание определяется датой приема на работу в календарном году. Некоторые компании включают в программу только тех работников, которые отработали в компании более 6 месяцев к моменту подъема оклада. Другие компании включают весь персонал с окладами, но рассчитывают пропорцию от суммы повышения из расчета года работы. В данной схеме распределения каждый отдел пропорционально участвует в дележе «пирога», имеющегося для подъема окладов. Пример юниформального подхода приведен ниже.
Отдел | Сумма окладов | Процент повышения | Сумма бюджета на программу оплаты по заслугам |
Финансовый | 2450500 | 4, 5 % | 110273 |
Отдел кадров | 1750900 | 4, 5 % | 78791 |
Отдел маркетинга | 4375055 | 4, 5 % | 196877 |
Производственный | 7980250 | 4, 5 % | 359111 |
Итого | 16556705 | 4, 5 % | 745052 |
В данном подходе к распределению бюджета имеется недостаток. В нем не учитывается вклад различных групп в общий успех дела. Кроме того, он плохо применяется к географически распределенным организациям, где инфляционные уровни разнятся.
С целью устранения указанных недостатков, многие организации используют подход гибкого бюджета, в зависимости от финансовых результатов. Данный подход требует точных критериев оценки эффективности труда подразделений. Ниже приведен пример подобного распределения.
Отдел | Сумма окладов | Процент повышения | Сумма бюджета на программу оплаты по заслугам |
Финансовый | 2450500 | 3, 2 % | 78609 |
Отдел кадров | 1750900 | 4, 5 % | 78791 |
Отдел маркетинга | 4375055 | 4, 5 % | 196877 |
Производственный | 7980250 | 4, 5 % | 359111 |
Итого | 16556705 | 4, 5 % | 745052 |
Вопросы бюджетирования программ оплаты по заслугам вплотную связывают принципы данной программы с политикой в области оплаты труда. Конечной целью данной программы является выстраивание связки оплаты с трудовой деятельностью персонала, которая нацелена на выполнение миссии организации. Рост выплат должен различаться в зависимости от уровня вклада сотрудника и прилагаемых им усилий. Здесь имеется два непреложных условия:
Эти условия материализуются в тексте политики по оплате труда в следующих решениях:
Начнем с размера подъема оплаты по заслугам. Для мотивации персонала необходимо чтобы:
Таким образом, размер подъема лучших работников в оплате должен существенно отличаться от подъема середняков. В противном случае будет иметь место отсутствие мотивации. В американских компаниях данный разрыв в год составляет 4-5 процентов.
Время подъема оплаты персоналу. Это еще один фактор, который следует учитывать при разработке политики. Практика американских компаний показывает, что примерно две трети корпораций используют единую дату по всей компании для подъема оплаты, и одна треть - использует годовщины работы конкретного работника. Использование второго подхода снимает административную нагрузку на линейных руководителей и кадровую службу, и кроме того, позволяет немного экономить на бюджете, поднимая оплату не на весь календарный год, а пропорционально дате прихода на работу. Повышается ценность оценки, ибо линейный руководитель фактически распределяет свое время в течение года на оценочные собеседования. Недостатками данного подхода являются:
Подход с позиций единой даты подъема увеличивает административную нагрузку линейного персонала и кадровой службы, но облегчает процедуру бюджетирования и сравнение оценок персонала. В любом случае ни один из указанных подходов не является идеальным и следует исходить из особенностей организации и целей повышения по заслугам.
Следующий фактор, который следует учитывать при разработке политики по оплате труда: прямое повышение базового оклада, или разовая выплата суммы, связанная с оплатой по заслугам. Во втором случае общая сумма выделенного бюджета дробится на две части. Первая прикладывается к окладу, т.е. он ежегодно увеличивается, вторая выплачивается разом, как премия. В данном случае эта премия как бы зарабатывается по результатам оценки. У компании здесь есть возможность немного сэкономить на бюджете, показать четкую связь результатов труда и размера повышения. Этот хорошее решение, если в Вашей компании много работников находится около потолка вилки, и поднятие оклада на основе ежемесячного принципа приведет к выходу данного работника за пределы вилки и необходимости ее пересмотра. Однако не все работники компании «на ура» принимают подобные ходы администрации. Особенно это демотивирует тех, кто стремится переходить из организации в организацию, ибо в этом случае он теряет право на заработанную сумму повышения. Следует также очень внимательно делить сумму повышения на две части. В большинстве случаев Ваши оклады будут ниже рыночных и следует уделить много внимания разъяснению сути системы подъема персоналу, который не всегда «замечает» премию, но умеет хорошо сравнивать базовые выплаты свои и соседа.
Марина Вишнякова