.

PM TEAM

Консалтинговая компания PM TEAM

Москва, ул. Донская, 4, стр.3
+7 (963) 654-54-95

  • Наши публикации

    Наши публикации

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Организационные аспекты описания бизнес-процессов

Статья Управляющего Партнера PM TEAM Олега Вишнякова "Организационные аспекты описания бизнес-процессов" опубликована в журнале "Менеджмент сегодня" - выпуск 03 (115) 2021.

Описание бизнес-процессов — тема довольно известная, но в реальности многие компании совершают одни и те же ошибки, которых можно было бы избежать при наличии определенных знаний.

Что такое целостное описание? Обычно организация моделирует те или иные процессы для решения конкретной задачи. Когда такие задачи возникают время от времени, компания получает фрагментарные описания, не охватывающие большинство ее процессов. Иногда моделирование ведется на постоянной основе, но и в этом случае описание не возникает мгновенно, а строится с определенной скоростью. Чтобы максимизировать эффективность моделирования, следует правильно его организовать, иначе описания процессов будут фрагментарны, выполнены в разных форматах, не согласованы между собой, не востребованы и т.д., и при возникновении новой потребности придется все переделывать.

В моей практике есть пример тюменской компании, которая в течение полутора лет реализовала три проекта, так или иначе связанных с процессным моделированием: совершенствование одних процессов, внедрение системы класса workflow в другие и регламентация ключевых процессов, частично затронувшая процессы из первых двух проектов. Во всех случаях работу выполняла практически одна и та же проектная группа, для содействия привлекалась одна и та же консалтинговая компания (правда, при этом консультанты во всех проектах были разные). В компании трижды создавалась модель процессов верхнего уровня (МПВУ), трижды формировались заново соглашения по моделированию и отдельные базы моделей. Версии МПВУ и соглашений существенно расходились даже в той части, где для этого не было причин. Модели процессов, описанных в последнем проекте повторно, отличались от таковых в первых двух проектах, и не по причине изменчивости процессов. В итоге полученные модели не были объединены в одну базу. Впрочем, проблему обнаружили и решили, хоть и с запозданием.

В отличие от «неуправляемого» моделирования целостное описание предполагает, что результаты отдельных проектов и знания о процессах, имеющиеся в компании, должны попадать в единое хранилище, которое иногда называют репозиторием, и занимать в нем заранее определенное место. Компания должна целенаправленно формировать целостное описание, для чего должны быть созданы следующие условия...

Читать...

Как эффективно и быстро переобучиться тем, кто хочет сменить профессию

Работодатели не спешат нанимать выпускников краткосрочных онлайн-курсов. Но есть несколько рекомендаций, которые помогут взрослым людям, желающим сменить профессию.

Отношение к образованию у граждан России противоречивое: с одной стороны, стремление получить высшее или среднее специальное образование есть у всех, с другой – нередко профессиональный диплом (или, как его еще называют, «корочки») и реальная занятость имеют между собой мало общего. Основная причина в том, что требования к навыкам и умениям меняются быстрей, чем система образования успевает их осмыслить и адаптироваться под новые реалии.

Информационное и технологическое обновление происходит сейчас почти мгновенно, а для создания соответствующих полномасштабных образовательных программ требуются долгие месяцы и годы. Любое образовательное учреждение нуждается в лицензировании и аккредитации. Как говорят сами ректоры вузов, требуется 100 кг бумаги и 15 000 листов, чтобы пройти все эти процедуры. В настоящее время в Государственной думе рассматриваются изменения в закон об образовании, которые призваны облегчить тяжелый регламент. Но насколько все это станет успешным, можно будет судить только несколько лет спустя.

Никакой бюрократии

Эти проблемы стараются решить путем быстрого вывода на рынок краткосрочных онлайн-курсов, где слушатели за ограниченное количество часов освежают и обновляют имеющиеся знания (программы повышения квалификации) или даже получают новые навыки (программы переквалификации). Там процедура лицензирования проще, особенно если учебный центр имеет историю удачных программ и выпусков, а не возник внезапно в чистом поле. Но работодатели относятся скептически к выпускникам онлайн-программ, так как рынок только формируется и наряду с толковыми курсами есть немало псевдопрограмм от самопровозглашенных «тренеров». Нет единой системы оценки качества различных «видеотренингов» и «коуч-сессий», результаты которых снабжаются бумагой об окончании. Сертификаты после таких курсов нередко выглядят красиво, но рыночной ценности не имеют.

С признанием документа об образовании дело обстоит как с деньгами – можно дома нарисовать очень красивые «собственные деньги» с гордым профилем художника, но купить на них в стране, где в обороте есть определенная валюта, ничего не получится.

Попытка лицензировать любую просветительскую деятельность со стороны государства в РФ пока вызывает только вопросы и напоминает бессмертное от В. С. Черномырдина: «Хотели как лучше, а вышло как всегда».

На самом деле, краткосрочных качественных онлайн курсов существует очень много, особенно если не зацикливаться на возможностях только родного города. Развитие интернета позволяет каждому из нас получить образование в условном Стэнфорде или Сорбонне. Просто без классического диплома, а он может быть важен для работодателя – и мы вернулись к началу проблемы.

Что же делать в такой ситуации взрослым людям, желающим подтвердить приобретенные навыки или получить дополнительные, если долгосрочных программ пока нет (или на них нет времени), а краткосрочные курсы работодатель не склонен принимать всерьез?

Бесплатный сыр – в мышеловке

Прежде всего стоит помнить об оптимизационной задаче из курса проектного управления: проект нельзя оптимизировать по трем параметрам – цене, качеству и сроку – одновременно. Только по двум из трех. Если речь идет о краткосрочных курсах, значит, срок уже задан – он небольшой. Именно поэтому реально хорошие краткосрочные программы обучения или онлайн-курсы не могут быть полностью бесплатными или заманчиво дешевыми.

Качество курса немало зависит от того, на какой платформе он сделан. Например, образовательная платформа udacity.com активно используется многими международными корпорациями для «прокачки» сотрудников в различных высокотехнологичных умениях. Выбирая тот или иной курс, надо оценивать популярность, надежность и раскрученность платформы – причем при всей тяге к родному упор делать на том, что используется везде в мире, а не только в родном селе.

Помимо платформы важен контент. Все мировые университеты имеют краткосрочные курсы по предметным областям. Кроме того, многие крупные корпорации успели создать свои корпоративные университеты, способные конкурировать с «олдскульными» вузами по многим аспектам. Думаю, умный работодатель охотней «зачтет» кандидату диплом о двухнедельном курсе по стратегии в Chicago Booth или свидетельство о прохождении программы по информатике и статистике в корпоративном университете «Сбера», чем стандартные «корочки» назвавшего себя университетом бывшего туристического техникума. Такие обычно всерьез считают, что дистанционные образование – рассылка древних лекций на электронную почту.

Лучше всего знания, полученные на кратких курсах, подтверждаются в ходе практики. Если у кандидата есть в резюме портфолио проектов, где он выступал в той роли, что написана в его сертификате, у работодателя будет больше причин принять положительное решение. Что толку в степени РМР (от английского project management professional – руководитель проектов), если ее гордый обладатель имеет теоретические знания РМBOK (англ. Project Management Body Of Knowledge — свод знаний по управлению проектами), а на практике просто грел под собой кресло в офисе?

Важно помнить, что резюме всегда вторично по отношению к принятому решению. Одно и то же резюме может быть поводом для отказа, если кандидат не произвел требуемого впечатления, и для согласия, если он компетентен и умеет коммуницировать. Поэтому умение презентовать себя должно быть обязательной опцией у любого кандидата независимо от профессии и дипломов. Часто именно внутренняя установка «я не продавец!» мешает опытным специалистам грамотно продать себя работодателю. В итоге теряют оба: один – хорошую должность, другой – толкового профи.

Статья опубликована в колонке Марины Вишняковой на портале Ведомости: "Как эффективно и быстро переобучиться тем, кто хочет сменить профессию"!

Читать...


Все статьи Марины Вишняковой в журнале Forbes можно найти здесь!

книга Марины Вишняковой Мифы и правда о KPI


Вышла новая книга Марины Вишняковой, Управляющего партнера РМ ТЕАМ: «Мифы и правда о KPI».
Мы постоянно ведем проекты по разработке KPI и настройке системы мотивирования на показатели.
Книга содержит большое количество примеров и поможет самостоятельно создать эффективную систему показателей на предприятии.

Подробнее о книге

На HR-radio - первом радио для HR-директоров - Марина Вишнякова, Управляющий партнер РМ ТЕАМ ведет Личный блог.
В цикле программ разбераются основы KPI (Key Performance Indicator) - его логику, необходимость или избыточность, возможности и ограничения, стоимость и сроки разработки, ошибки в создании и внедрении, особенности корпоративной среды, способствующей и препятствующей применению этого инструмента, способы настройки на мотивирование и основные"ловушки" на этом пути.

Блог на HR-Radio
радио-блог Марины Вишняковой на HR-Radio

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМАМ

 

Запросить наш проектный опыт

в вашей отрасли и по интересующей услуге