Основное самое распространенное заблуждение руководителей, создающих систему KPI на предприятии, состоит в предположении, что KPI сами по себе являются мотивированием, и внедрение волшебного инструмента способно исправить все ошибки управления, мешавшие нормальной работе предприятия на более ранних этапах.
В данной статье мы познакомим читателя, во-первых, с основами самой методологии разработки KPI, во-вторых, с ограничениями ее использования, а в-третьих, обозначим правила привязки системы мотивирования к KPI.
Господа Нортон и Каплан, создавшие в Гарварде в начале 90-х годов прошлого столетия методику привязки стратегической цели предприятия к целям более низкого уровня и измерителям достижения этих целей – так называемую, Balancescore Card или BSC или Систему Сбалансированный Показателей (ССП в русском переводе) – и не подозревали о грядущей популярности этой методики в далекой России. BSC отнюдь не столь популярна в США, как у нас. При этом россияне – со свойственной им особенностью – выбрали из методики ровно то, что им понравилось, пренебрегая остальными, порой весьма существенными деталями. С середины 90-х годов в России со все нарастающей модностью стал использоваться термин KPI – и при этом определение этого понятия далеко от однозначности. Key Performance Indicator в общем смысле (и согласно методике BSC, откуда он и выпал) – это ключевой показатель результативности цели, эффективности процесса или проекта.
Важно: KPI – это именно ключевой показатель! Без выполнения которого достижение цели или эффективность процесса/проекта попросту невозможны!
Раз KPI – ключевой показатель, относящийся к цели, процессу или проекту, значит, весь инструмент работает только тогда, когда цель, процесс или проект определены, описаны, формализованы однозначно понимаемым образом.
Поэтому в милых русскому сердцу системах управления по принципу «угадайте, что я задумал – не угадали: я уже передумал» этот инструмент работать не будет ни при каких условиях.
Итак, для успешного применения метода KPI нужно, чтобы:
Примеры опережающих KPI: лояльность персонала, уровень складских запасов, объем дебиторской задолженности, план продаж и др.
Запаздывающие KPI – показатели, невыполнение которых гарантированно выставляет компанию на убытки.
Примеры запаздывающих KPI: текучка персонала, простой оборудования, факт по выручке, объем просроченной дебиторской задолженности и др.
Итого: в системе должно быть порядка 20-30 KPI верхнего уровня, среди которых выделено с десяток критических и запаздывающих KPI, на которые, в первую очередь, направлено внимание руководителя.
Мы провели более 400 проектов по разработке системы KPI для компаний разного уровня (от международных холдингов до средних компаний) и в разных отраслях (от энергетических до ритейла сквозь все промежуточные) – нигде ни разу не было проблемы с выделением KPI. Топ-менеджеры компаний очень бодро и уверенно могли назвать несколько десятков показателей, которые были действительно важны для бизнеса – и выделить среди них критические и запаздывающие.
Проблема была в другом. Метод KPI очень прозрачный, системный и объективный. А поэтому все KPI должны быть счетными. Единицы подсчета могут быть разными – денежными, натуральными (километры, килограммы, штуки), временными, «людскими». Однако общим является требование: каждый KPI имеет однозначно понимаемую формулу расчета и значение, оспаривать которое не приходится. Например, «объем дебиторской задолженности», «выручка», «количество персонала в подразделении», «доля персонала с высшим образованием», «стоимость компании», «стоимость кредитов», «стоимость логистической цепочки», «сроки доставки», «текучесть персонала в подразделении» и др. В этом смысле, «объем счастья генерального директора», исчисляемый его настроением, а не денежным эквивалентом, KPI не является.
Необходимость счетности показателей предъявляет требования к системе учета предприятия. И в этом основное ограничение: Посчитать можно только те показатели, которые поддерживаются текущей системой учета предприятия.
Все остальные пожелания можно учесть в техническом задании на будущее изменение системы учета, но работать эти показатели будут только тогда, когда накопится нормальная статистика – то есть, после завода данных в систему учета должно пройти несколько полных производственных циклов (чтобы были учтены все особенности производства и продаж: сезонность, вывод новых продуктов и пр.), прежде чем можно будет опираться на новые данные как на достоверные.
Достоверность информации – второе важное ограничение метода KPI.
Если данных в системе учета нет, а их приносит на листике по требованию какая-то «девочка из бухгалтерии» или, например, опытный коммерческий директор делится своим «чуяньем рынка» – забудьте до поры про KPI. И последнее важное ограничение на использование метода KPI состоит в своевременности получения данных. Если руководитель хочет раз в месяц считать KPI, а система учета настроена так, что данные можно вытащить не чаще, чем раз в три месяца – значит, и считать показатели можно не чаще, чем раз в три месяца.
Своевременность информации для расчета KPI означает, что система учета настроена ровно на те же периоды сбора данных, в которые предполагается считать KPI.
Сами по себе KPI никого ни на что не мотивируют. Это просто индикаторы – как в анекдоте:
- штурман, ветер!
- двадцать!
- что – двадцать??
- а что – ветер??
Поэтому, для того, чтобы люди бодро и весело трудились над выполнением KPI, их мотивирование должно быть увязано с достижением показателей.
Напомним, что система мотивирования – это такая система управления персоналом, которая побуждает работников достигать их личных целей только через достижение целей предприятия.
ФОТ, разделенный в долях, никого и ни на что не мотивирует – он отмечает какие-то заслуги в прошлом (в лучшем случае).
Мотивирование же, настроенное на KPI, призвано фиксировать нужно работодателю производственное поведение работника. «Как потопаешь – так и полопаешь» - вот основная идеология мотивирования, настроенного на KPI!
Для того, чтобы система KPI заработала с точки зрения производственного поведения (performance) работников необходимо:
Пороговым является то значение KPI, которое необходимо достичь, чтобы бонус начал начисляться (пропорционально). Например, по продажам (KPI может формулироваться как «выполнение плана продаж» или «плана выручки» или «плана оборота») установлено пороговое значение 80%. Это означает – при выполнении плана продаж на 80% и более, начисляется бонус за продажи (2). При выполнении плана продаж на 79% и менее - бонус не начисляется. Не заработан.
Блокирующее значение – это такой процент выполнения KPI, при недостижении которого не выплачивается (или существенно понижается) не только бонус за этот KPI, но и за остальные KPI в схеме работника, даже если они выполнены. Блокирующими обычно делают запаздывающие критические KPI – недостижение которых означает, что компания ввергнуты в убытки из-за нерадивости работника (3).
Подытоживая: управление по методу KPI очень эффективно, если компания достаточно зрелая, чтобы определить свои цели, формализовать процессы и проекты, настроить систему учета и, главное – затеяв изменения, связанные с систематизацией, довести их до победного конца. В противном случае у персонала образуется стойкий принцип ПВО (погоди выполнять – отменят), от которого не «лечит» ни один, даже самый прогрессивный инструмент.
1) например – если у департамента коммерции стоят цели роста объема бизнеса с KPI в виде оборота, прибыли и здоровый баланс, то это означает, что у директора по коммерции KPI – оборот, прибыль и отсутствие просроченной дебиторской задолженности (как один из показателей здоровья баланса). Часто на практике руководителю назначают какие-то KPI, которые напрямую к целям не относятся (и KPI-ями не являются) – например, уровень производственной дисциплины. А KPI, отвечающих целям подразделения – нет. Тогда не ясно – а кто и как будет достигать целей подразделений, если у его руководителя нет этих KPI в его мотивационной схеме?
2) Неверное, но частое решение – привязать в прямой пропорции бонус за продажи к выполнению плана. То есть, работодатели выплачивают работнику бонус даже, если план выполнен на 10-20 % (тогда работник-де получает 10_20% от своего возможного бонуса) – это гарантированно убыточная схема, так как не учитывает те постоянные затраты, которые работодатель несет на содержание офиса и работников. В итоге, продажи вялые, бизнес гибнет, но менеджеры по продажам получают бонус всегда. Вторая порочная практика – делить не свои деньги. Целый ряд предприятий удивительным образом распределяет между продавцами бонус, выплачиваемый с еще не отработанного аванса от клиента!
3) Например, за превышение допустимого порога по просроченной дебиторской задолженности, в прогрессивных компаниях обычно «наказывают» и продавцов, и финансовую службу – поскольку просроченная дебиторская задолженность означает, что компания произвела продукт, но либо не получила за него деньги вовсе, либо получила позже, чем рассчитывала – и тем самым вынужденно продала продукт по более низкой цене, понеся убытки, так как по общему правилу «деньги сегодня стоят больше, чем деньги завтра». Неполученные вовремя деньги означают насильственное изъятие их из операционного оборота, прямые инфляционные потери и др.