Многие Компании на определенном этапе своего развития сталкиваются с проблемой квалифицированных кадров. Причем, чаще всего это происходит не тогда, когда Компания относительно невелика и испытывает простую нехватку рабочих рук, а именно на той фазе ее развития, когда «людей много, но не тех, которые нужны».
В принципе проблема такого рода: людей много, а сотрудников не хватает, - свидетельствует, в большом количестве случаев, о подходе Компании к одной из критических точек своего развития. В это время прежние (испытанные!) методы управления вдруг оказываются малоэффективными, и дальнейшее успешное развитие Компании зависит от того, как именно будет осуществлен качественный переход к следующей фазе.
Любая Компания в течение своей жизни обязательно проходит фазу функциональной полноты, – то есть этап максимального сосредоточения всех специализированных видов деятельности, необходимых для течения основного бизнес-процесса предприятия, внутри самого предприятия. В это время Компания насыщается специалистами разного профиля, точно выполняющими отдельные функции. Компания приобретает своих водителей и ремонтников, специалистов по АСУ и поваров, технологов и учетчиков….. Через определенное время поворачиваться со всем этим добром Компании становится все тяжелей и тяжелей. У нее становится слишком большая «масса тела», а, соответственно, и инерционность. В то же время российский рынок – вещь настолько динамичная и непредсказуемая, что инерционность Компании становится одной из серьезных угроз успешности ее существования. Большая часть неожиданно «слетающих с рынка» Компаний как раз представляет собой «функционально достроенные», потерявшие маневренность предприятия.
Некоторые руководители вовремя определяют стадию маневренной уязвимости своей Компании и трансформируют управление предприятием по принципу процессного подхода. Основное отличие процессного подхода от функционального можно выразить фразой: Собственник не позволяет себе рисковать необходимым, чтобы получить избыточное. То есть, процессный подход состоит в рассмотрении всей деятельности предприятия в виде совокупности процессов, сохраняющих только достаточный набор шагов для получения заданного результата.
Тут и наступает непопулярный, но необходимый момент сокращения численности персонала (связанный, в том числе, с передачей на подряд (аутсорсинг) целого ряда функций, ранее «принадлежавших» предприятию, что приводит к отказу от целых подразделений). В это время руководители предприятия испытывают определенную растерянность, сравнимую с растерянностью авиапутешественника, который, пометавшись с кучей тяжелых чемоданов, решил все-таки часть из них сдать в багаж. И вот он ходит в некотором недоумении: с одной стороны, освободился от тяжелой ноши и обрел былую легкость в перемещениях по залу ожидания, а с другой – терзают смутные сомнения, не оставил ли самую необходимую или самую ценную вещь в сданном багаже, хватит ли оставшихся с ним вещей, чтобы комфортно прибыть в точку назначения….
При этом, даже если оставлять персонал по принципу «лучше меньше – да лучше», можно так и не решить проблему насыщения предприятия квалифицированными кадрами, призванными решать новые, более сложные задачи процессного управления. Тем более, что квалифицированные специалисты в особо дефицитных областях (например, маркетинге) не балуют нас избытком предложений. А на региональном рынке труда их порой просто невозможно найти. В результате приходится нанимать специалиста за очень серьезные (по сравнению с другими сотрудниками) деньги откуда-нибудь из столицы на ограниченный срок. Многие территориально распределенные Компании сталкиваются с этой проблемой вплотную и ищут наиболее эффективные пути выхода из нее. Затрачиваются немалые средства на обучение сотрудников, используются разные способы переманивания специалистов, удовлетворяются часто завышенные ожидания квалифицированных работников с целью закрепить их на предприятии и так далее. При этом часто успешное решение этой проблемы заключается не столько в подборе, сколько в перераспределении кадров…
Итак, как же Компании распределить человеческие ресурсы таким образом, чтобы:
Мы предлагаем «сотовую» модель распределения ресурсов, которая может помочь решить большую часть из перечисленных проблем. Сразу отметим, что предлагаемая модель предполагает концепцию управления по целям в политике по управлению персоналом вместо общеупотребительной концепции компетенций.*
Предположим, что Компания давно и успешно работает по проектному принципу (что наиболее логично при управлении по целям). Проект представляет собой ограниченное во времени целенаправленное решение локализованной проблемы при определенном лимите ресурсов.
На Рисунке 1 деятельность Компании представлена в виде трех основных проектов (выделено голубым цветом) и четырех дополнительных. Под основными проектами мы понимаем те из них, которые являются обязательными в каждый момент времени для осуществления основного бизнес-процесса Компании. Иными словами, это те проекты, без которых невозможно существование Компании. Соответственно, дополнительные – все остальные.
Проектная деятельность Компании представлена в виде «сот». Эта картинка, по нашему мнению, дает представление о том, как проекты связаны друг с другом, какие из достигнутых «вершин», в свою очередь, дадут старт новым проектам, и в какой взаимозависимости находятся ресурсы проекта. В вершинах каждой «соты» находятся человеческие ресурсы проекта, которые, в отличие от, например, выделенных финансов, могут принадлежать нескольким проектам одновременно, выполняя разные роли.
При этом, как видно из Рисунка 1, в штате организации находятся только те сотрудники, которые находятся в основных проектах целиком или на стыке основных и дополнительных проектов. Например, сотрудник (1) может быть кем-то вроде «старшего менеджера проектов» (директора по развитию, директора по производству, главного эксперта и т.д.), осуществляющего итоговый контроль («приемку») за работами по всем трем основным проектам Компании. Роль этого сотрудника – стратегическая, он является носителем идеологии Компании в отношении ее ключевой деятельности, поэтому он должен быть в штате организации. Часто именно в этой роли оказываются в регионах «специалисты из Москвы», что приводит к целому ряду проблем, возникающих после завершения отбытия этими специалистами высокооплачиваемого срока «на местах». Итак, «генерала», занимающего позицию (1), мы принципиально держим в штате. Про мотивационную схему для него поговорим чуть позже.
Специалисты (2, 3, 4 - «офицеры») также принципиально важны для организации, поскольку занимают стыковое положение между основными и дополнительными проектами. В основных проектах они выполняют вторые роли, находясь в подчинении у «генерала», а в дополнительных проектах они могут вести самостоятельную деятельность, вписывая ее в общий бизнес-процесс Компании. Эти сотрудники также являются носителями ценностей организации, выразителями интересов всей Компании и поэтому тоже должны быть в штате (в этих ролях на разных предприятиях выступают менеджеры проектов, директора функциональных «колодцев», руководители дивизионов и т.д.). Их роль важна еще и потому, что они осуществляют горизонтальное взаимодействие между отдельными крупными блоками предприятия (например, в какой-нибудь территориально распределенной структуре такой «офицер» - руководитель дивизиона, - может осуществлять проект по общему, междивизиональному обучению персонала в принадлежащем одному из дивизионов тренинговом центре). Эти сотрудники – тактики организации, осуществляющие трансмиссию интересов Собственников предприятия, выраженных в виде централизованных политик, во все ключевые подразделения Компании через систему регламентов и процедур, регулирующих течение основного бизнес-процесса предприятия и его взаимодействие с окружающей бизнес-средой.
Сотрудник (5) и подобные ему могут находиться на контракте (т.е. с привлечением на определенные виды работ в определенных проектах), поскольку включенность его в основные проекты предприятия осуществляется опосредованно – через сотрудников уровня 1 и 2. В точке (5) часто оказываются привлекаемые специалисты и эксперты разного профиля. В этой же позиции может находиться руководитель какого-нибудь вспомогательного производства, выполняющего обеспечивающие или инфраструктурные функции в деятельности Компании (начальник склада, руководитель сервисной и ремонтной служб и т.д.). Само производство при этом может находиться, например, на долгосрочном подряде. Если же Компания будет развивать дополнительные проекты, переводить их в статус основных, и (5) окажется почти постоянно включенным в деятельность предприятия, можно будет перевести его в штат. И, наоборот, в случае выделения производств на аутсорсинг, штатные сотрудники могут переходить в позицию (5).
Сотрудники, которые находятся «по бокам системы» – в позиции (n), не должны быть в штате организации. И это приниципиально, поскольку роли, выполняемые ими ограничены во времени и в степени значимости для основного бизнес-процесса предприятия. Поэтому возможность постоянно перебирать рынок подрядчиков и пробовать разные людские ресурсы на проектах – залог гибкости всей Компании в целом. Как мы уже отмечали в начале статьи, стремление предприятия иметь буквально все «в одном флаконе» лишает его существенного конкурентного преимущества на нестабильном рынке России, а именно – маневренности.
Часто пережиток советской политики автаркии (и всеобщего дефицита всего сущего, как следствия этой политики) в мозгу Собственника настолько велик, что рост предприятия в сторону увеличения штатной численности воспринимается им как один из показателей стабильности, надежности, успешности Компании. В то же время, все большее количество Собственников понимает преимущества возможности выбора, в том числе, и рабочей силы, и складывает с себя надоевшую «родительскую ответственность» за всех сослуживцев, заставляя последних подтверждать свою необходимость Компании именно трудовыми достижениями, а не простой принадлежностью к «тусовке».
В предложенной модели хорошо отстраиваются мотивационные схемы и карьерные лестницы персонала.
Например: старший менеджер проектов (1) – менеджер проектов (2, 3, 4) – консультант (5,..) – ассистент (n,…). Или: директор по региональному развитию (1) - руководитель дивизиона (2, 3, 4) – начальник сервисно-ремонтной службы (5,…) – специалист (n,…). Короче говоря, «генерал» (1) – «офицер» (2, 3, 4) – «контрактник» (5,…) – «призывник» (n,…). По этой лестнице можно двигаться как вверх, так и вниз – в зависимости от количества процессов слияний и аутсорсинга. Чем больше основных проектов ведет предприятие, тем больше у него «сот» и, соответственно, тем большее количество человек находится в штате. Однако, большое количество основных проектов уже само по себе говорит о наличии одной из двух проблем: либо предприятие не может однозначно выработать свою стратегию и миссионные цели и, соответственно, постоянно гонится за 1+m количеством равноприоритетных целей, рискуя не достичь ни одной. Либо Компания готова к выделению нескольких вполне самостоятельных производств, каждое из которых, в свою очередь, образует новый «улей» со своими «сотами». То есть, Компания вплотную подошла к следующей критической точке своего развития – стадии выхода в сеть.
Мотивационные схемы для такого распределения ресурсов строятся, исходя из основного принципа построения систем мотивирования: выработать у сотрудников внутреннее стремление достигать целей организации как необходимого условия достижения личных целей каждым ее членом (см. «Ведомости» от 21.08.2000 «Азы мотивации»).
Следовательно, (1) мотивируется, в первую очередь, от результатов деятельности всей Компании (или всех основных проектов) и получает некоторый процент от прибыли.
(2, 3, 4) – от конкретного результата по основному проекту, в котором участвуют (по сумме выполненных задач при минимизации ресурсов, например), и от результатов деятельности Компании в целом (фиксированная величина, зависящая от вклада проекта в прибыльность Компании).
(5) – от результатов по основному проекту (50%) и по результату дополнительного (50%). Общие результаты Компании могут проливаться на (5) в виде разового «золотого дождя» - за особый вклад. Система регулярного премирования на контрактников не распространяется (еще один «плюс» в экономии бюджета на персонал).
(n) живут на сдельщине, и если выполняют все условия подряда, то живут хорошо. И даже могут двигаться по карьерной лестнице в сторону изменения своей позиции. Если не выполняют, то ищут себе работу в других организациях.
Проблемы формирования кадрового резерва также существенно облегчаются для организаций, использующих эту схему распределения ресурсов. Основные вложения направляются в сотрудников (2, 3, 4), которые сами становятся «тренерами» для сотрудников (5). (5), в свою очередь, отвечают за отбор и рациональное использование (n).
Отсюда – некоторые требования к аттестации: профессиональная пригодность, например, (5) зависит и от профессиональной подготовленности (2, 3, 4), которым надо не только самим «вырасти» (и помочь им в этом – прямая обязанность (1)), но и подготовить себе преемников. В то же время, (5) оцениваются и по умению отобрать нужных (n), которых можно плодотворно использовать в проекте. Иными словами, в «сотовом» распределении ресурсов находятся в нужной пропорции статус, мотивированность, ответственность персонала. Все ключевые вопросы оценки, карьерного продвижения и обучения сотрудников, а также их общего количества, тут связаны единой логической цепью с общей структурой деятельности предприятия.
Вопросы, которым посвящена данная статья, неизбежно возникают на предприятиях любого профиля. Поэтому довольно сложно в формате одной статьи уместить все возможные причинно-следственные связи обозначенного проблемного поля. Конспективный характер раскрытия многих положений – мера, необходимая для возможности конкретной публикации по заявленной теме. В случае продолжения интереса к поднятым вопросам любое из положений статьи может быть развернуто с нужной степенью подробности.
Вишнякова Марина
* Концепция компетенций – принцип подбора персонала на основе критериев знаний (формального образования), умений (послужного списка) и навыков. Подход «управления по целям» не акцентируется на формальных данных трудовой биографии сотрудника. Главное – чтобы он умел достигать поставленных перед ним целей за отведенное время при фиксированных ресурсах.
© 2007-2022 ООО «ПиЭмТим»